Воскресенье, 19.05.2024, 14:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Достопримечательности Крыма

история села Новополье бахчисарайского района

История

Предполагается, что впервые поселение на месте нынешнего села было основано скифами, оставившими надгробия с рельефами.

В дальнейшем село было заселено «крымскими греками» - урумами, готами, аланами и черкесами.

В 8 веке Херсон (Херсонес) увядал. Его жители, чтобы иметь пропитание, переселялись в сельскую местность, часто возрождая на пепелищах старых античных посёлков, заброшенных после нашествия гуннов, новые. К созданию новых поселений был причастен и Юстин II, видевший главную военную силу империи в посаженных на землю воинах — колонистах, называемых «акритами». Эти люди имели примерно те же задачи, да и права, как и русские казаки. Для нас акриты интересны не столько этой параллелью, сколько тем, что их потомки и сейчас носят фамилию «Акрытов».

Поселения акритов представляли десяток глинобитных домов, окруженных полями и виноградниками. Таким порядком в VIII веке возникла деревня, получившая уже при татарах наименование Яны-Сала. Расположенное на возвышенном месте на развилке дорог, ведущих в современные посёлки Поляна и Путиловка, это по сути был небольшой городок с прекрасными, судя по руинам, постройками.

Неподалёку от села также обнаружены остатки небольшого поселения VIII-Х вв. Это развалины, известные под именем Хани-Кая, в урочище Дербиза (между Новопольем и селом Соколиное (Коккоз)). По числу руин надо полагать, что здесь был небольшой городок с прекрасными постройками оставленный людьми. По народному же преданию, здесь было селение Ханийкой (с крымскотатарского «деревня барыни»), получившее название это по следующему поводу: будто в царствование хана Кырыма Герая существовал закон, налагавший штраф в тысячу червонцев на всякое селение, в окрестности которого находили убитого человека. Помилование следовало только в таком случае, если представляли виновного к суду. В одно время жители Хани-кая с ужасом узнали, что за селением их очутился Бог весть кем убитый ребёнок. Не имея возможности заплатить огромный штраф, они обратились к обитавшей в этой же деревне жене какого то знаменитого мурзы, с просьбою спасти их от незаслуженного наказание. Ханийша изявила согласие, но с тем, чтобы общество подарило ей эту деревню. Беднякам не представлялось более выгодных условий и они поневоле должны были уступить свои земли хитрой женщине, которой не трудно было убедить хана в своей невинности, так как по закону она не в праве была выходить из дома, чтобы подметить или задержать убийцу. С этого времени местность эта получила название Ханий-кой.

Трудно сказать о причинах, но в период позднего средневековья жители поселения переместились на место нынешнего села Новополье, которое в XV веке было довольно значительным.

Там росло много кизила, который сушили в огромных количествах на продажу в том числе и как лекарственное средство.

Во времена княжества Феодоро, в XIII—XV веках на вершине Сандык-Кая располагалась крепость. Под властью владельца замка Сандык-Кая было несколько общин. Деревня Новополье находится на месте средневековых земельных владений местного феодала. В деревне обнаружены следы жизни времен княжества Феодоро.

Процессы языковой ассимиляции активно происходили на полуострове ещё с «дофеодоритского» периода истории крымских христиан. С возникновением в Юго-Западном Крыму Бахчисарая, ставшего политическим и культурным центром Крымского ханства, влияние тюркского языка в этом регионе значительно возросло, и он постепенно вытеснил греческий язык как средство межэтнического общения на полуострове.

После вхождения южного Крыма в состав Османской империи постепенно начал увеличиваться приток турок, а с севера - крымских татар, которые селились вместе с греками, составляя этнически смешанные села.

Вследствие сужения сферы употребления греческого языка христианское население Юго-Западного Крыма, а также греки-горожане, от двуязычия (кроме греческого или готского языка крымские христиане также говорили и на тюркских диалектах) перешло полностью на крымскотатарский язык.

Показателем этого явления можно считать исчезновение на рубеже XVI-XVII вв. надписей на греческом языке. Вот что пишет М.Броневский о поселении через триста лет после покорения Крыма татарами (1578г.): "Теперь остались там только одна греческая церковь, совершенно ничтожная. Там живёт только один грек да несколько евреев и турок; прочее все приведено в ужасное разорение и забвение. Нет даже никаких письменных памятников ни о вождях, ни о народах, которые владели этими огромными замками и городом... Нередко случается, что ханы взбешённые против послов московских, и водимые варварским обычаем, затворяют их там и строго содержат."

Деревня Яны-Сала была населена православными-татарофонами, поскольку находилася в пределах бывшей Фулльской области, с центром в Бахчисарае. Жители села говорили на кыпчакско-половецком говоре с незначительным количеством огузских элементов. В формировании средневекового греческого этноса на первом этапе принимали участие потомки античных греков и эллинизированного «варварского» населения: аланы, готы, представители некоторых тюркоязычных племен, среди которых определенно выделяют только праболгар. Поскольку все жители православной Византийской империи (ромеи) считались автоматически потомками греков, то вполне возможно, что и на негреческих по крови жителей Крыма впоследствии распространилось это название.

Таким образом, в селе изначально жили православные (преимущественно урумы), вышедшие отсюда в 1779 году в Мариупольские степи. Там они основали в память оставленного ими в Крыму села Яны-Сала деревню Янисоль (сейчас — Великая Новосёлка, посёлок городского типа, районный центр Великоновоселковского района Донецкой области в устье реки Кашлагач). Из села Яны-Сала вышло всего несколько православных семей, в том числе семья Николы, сына Арслана, и семья Мамута, сына Константина.

Категория: Достопримечательности Крыма | Добавил: константин (30.09.2009)
Просмотров: 1010 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
avatar
Фотоальбом
...
поиск
Форма входа
Логин:
Пароль:
...