Воскресенье, 19.05.2024, 10:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Уголки крыма

история села Новополье бахчисарайского района

История

Предполагается, что впервые поселение на месте нынешнего села было основано скифами, оставившими надгробия с рельефами[2].

В дальнейшем село было заселено «крымскими греками» - урумами, готами, аланами и черкесами.

В 8 веке Херсон (Херсонес) увядал. Его жители, чтобы иметь пропитание, переселялись в сельскую местность, часто возрождая на пепелищах старых античных посёлков, заброшенных после нашествия гуннов, новые. К созданию новых поселений был причастен и Юстин II, видевший главную военную силу империи в посаженных на землю воинах — колонистах, называемых «акритами». Эти люди имели примерно те же задачи, да и права, как и русские казаки. Для нас акриты интересны не столько этой параллелью, сколько тем, что их потомки и сейчас носят фамилию «Акрытов».

Поселения акритов представляли десяток глинобитных домов, окруженных полями и виноградниками. Таким порядком в VIII веке возникла деревня, получившая уже при татарах наименование Яны-Сала.[источник не указан 132 дня] Расположенное на возвышенном месте на развилке дорог, ведущих в современные посёлки Поляна и Путиловка, это по сути был небольшой городок с прекрасными, судя по руинам, постройками.

Неподалёку от села также обнаружены остатки небольшого поселения VIII-Х вв. Это развалины, известные под именем Хани-Кая, в урочище Дербиза (между Новопольем и селом Соколиное (Коккоз)). По числу руин надо полагать, что здесь был небольшой городок с прекрасными постройками оставленный людьми. По народному же преданию, здесь было селение Ханийкой (с крымскотатарского «деревня барыни»), получившее название это по следующему поводу: будто в царствование хана Кырыма Герая существовал закон, налагавший штраф в тысячу червонцев на всякое селение, в окрестности которого находили убитого человека. Помилование следовало только в таком случае, если представляли виновного к суду. В одно время жители Хани-кая с ужасом узнали, что за селением их очутился Бог весть кем убитый ребёнок. Не имея возможности заплатить огромный штраф, они обратились к обитавшей в этой же деревне жене какого то знаменитого мурзы, с просьбою спасти их от незаслуженного наказание. Ханийша изявила согласие, но с тем, чтобы общество подарило ей эту деревню. Беднякам не представлялось более выгодных условий и они поневоле должны были уступить свои земли хитрой женщине, которой не трудно было убедить хана в своей невинности, так как по закону она не в праве была выходить из дома, чтобы подметить или задержать убийцу. С этого времени местность эта получила название Ханий-кой.

Трудно сказать о причинах, но в период позднего средневековья жители поселения переместились на место нынешнего села Новополье, которое в XV веке было довольно значительным.

Там росло много кизила, который сушили в огромных количествах на продажу в том числе и как лекарственное средство.

Во времена княжества Феодоро, в XIII—XV веках на вершине Сандык-Кая располагалась крепость. Под властью владельца замка Сандык-Кая было несколько общин. Деревня Новополье находится на месте средневековых земельных владений местного феодала. В деревне обнаружены следы жизни времен княжества Феодоро.

Процессы языковой ассимиляции активно происходили на полуострове ещё с «дофеодоритского» периода истории крымских христиан. С возникновением в Юго-Западном Крыму Бахчисарая, ставшего политическим и культурным центром Крымского ханства, влияние тюркского языка в этом регионе значительно возросло, и он постепенно вытеснил греческий язык как средство межэтнического общения на полуострове.

После вхождения южного Крыма в состав Османской империи постепенно начал увеличиваться приток турок, а с севера - крымских татар, которые селились вместе с греками, составляя этнически смешанные села.

Вследствие сужения сферы употребления греческого языка христианское население Юго-Западного Крыма, а также греки-горожане, от двуязычия (кроме греческого или готского языка крымские христиане также говорили и на тюркских диалектах) перешло полностью на крымскотатарский язык.

Показателем этого явления можно считать исчезновение на рубеже XVI-XVII вв. надписей на греческом языке. Вот что пишет М.Броневский о поселении через триста лет после покорения Крыма татарами (1578г.): "Теперь остались там только одна греческая церковь, совершенно ничтожная. Там живёт только один грек да несколько евреев и турок; прочее все приведено в ужасное разорение и забвение. Нет даже никаких письменных памятников ни о вождях, ни о народах, которые владели этими огромными замками и городом... Нередко случается, что ханы взбешённые против послов московских, и водимые варварским обычаем, затворяют их там и строго содержат."

Деревня Яны-Сала была населена православными-татарофонами, поскольку находилася в пределах бывшей Фулльской области, с центром в Бахчисарае. Жители села говорили на кыпчакско-половецком говоре с незначительным количеством огузских элементов. В формировании средневекового греческого этноса на первом этапе принимали участие потомки античных греков и эллинизированного «варварского» населения: аланы, готы, представители некоторых тюркоязычных племен, среди которых определенно выделяют только праболгар. Поскольку все жители православной Византийской империи (ромеи) считались автоматически потомками греков, то вполне возможно, что и на негреческих по крови жителей Крыма впоследствии распространилось это название.

Таким образом, в селе изначально жили православные (преимущественно урумы), вышедшие отсюда в 1779 году в Мариупольские степи. Там они основали в память оставленного ими в Крыму села Яны-Сала деревню Янисоль (сейчас — Великая Новосёлка, посёлок городского типа, районный центр Великоновоселковского района Донецкой области в устье реки Кашлагач). Из села Яны-Сала вышло всего несколько православных семей, в том числе семья Николы, сына Арслана, и семья Мамута, сына Константина.


Генерал В. М. Долгоруков в реляции Екатерине II сообщает об этом следующее: «…22 числа прибыл я, всемилостивейшая государыня, к деревне Янисаль, в самую внутренность гор, откуда лежащая к морю страшною ущелиною дорога окружена горами и лесом, а в иных местах такими пропастями, что с трудом два только человека в ряд пройти и, по крайней мере, трехфунтовые орудия везены быть могут, одни же только войски Вашего императорского величества, на собственных своих раменах, открыли ныне там путь двенадцатифунтовым новой пропорции единорогам».

Дальнейшее преследование турок пришлось прекратить, так как батальоны Мусина-Пушкина отзывались в деревни Яны-Сала и Сарабуз для защиты обозов от нападения татар под командованием Крымского хана Сахиба II Герая.

26 ноября 1855 г. Байдарская долина была занята французами. После оставления российскими войсками Южной стороны союзники намеревались двинуться дальше, в центральный Крым. Численность вражеских войск все возрастала. В октябре на перевале и соседних вершинах стояли три неприятельские дивизии, в долине еще одна. Дорога через перевал была уже построена и, казалось, ничто не мешало наступлению в Бельбекскую долину.

Но в горах началось похолодание. Непривычные к такой погоде, вспомнив, сколько пришлось натерпеться от крымских морозов минувшей зимой, французы сняли войска с высот и отвели часть их ближе к Балаклаве. В районе Байдарской долины остались две дивизии, стоявшие отдельными лагерями у деревни Бююк-Мускомия (Широкое), а передовые части были выдвинуты к селам Бага (Новобобровское) и Уркуста (Передовое).

Долину окутала тишина. Французы были уверены, что до заключения мира или, по крайней мере, до следующей весны ничего не произойдет. Они ошиблись: русские разведчики следили за каждым шагом противника.

Огни большого французского лагеря под деревней Уркуста горели теперь уже прямо перед русскими солдатами, не более как в полуверсте расстояния.

С наступлением темноты 26 ноября в русском лагере, находившемся у деревни Яны-Сала (Новополье), началось сдержанное движение. Одна за другой бесшумно выступили три колонны и направились к заваленному снегом перевалу. Впереди рассыпалась цепь стрелков, но, как и сообщила накануне разведка, французские позиции на перевале оказались покинутыми. Две колонны, разделившись, пошли вперед, третья осталась на перевале в качестве резерва. Всей операцией руководил полковник Иван Дмитриевич Оклобжио. Преследуемые французы отошли к берегу реки Черной, а отряд Оклобжио в порядке и без потерь поднялся на перевал, уводя за собой 18 пленных.

В ноябре 1941 г. в эти места снова пришла война. Части Приморской армии пробивались в Севастополь. Только по старой французской дороге могли они попасть из Бельбекской долины в Байдарскую. Но фашисты успели занять деревни Фоти-Сала (Голубинка) и Яны-Сала (Новополье), блокировав шоссе. Три дня продолжались ожесточенные бои за эти населенные пункты. Наконец 4 ноября советские войска заняли деревни. Путь к перевалу был открыт. В тот же день передовые части Приморской армии вступили в Уркусту (Передовое).

Категория: Уголки крыма | Добавил: константин (27.09.2009)
Просмотров: 2058 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar
Фотоальбом
...
поиск
Форма входа
Логин:
Пароль:
...