Пещерный монастырь Шулдан
Это красивое, загадочно звучащее название, имеет такой же звучный перевод – «отдающий эхо». Шулдан можно узнать издалека. На самом краю скалистого обрыва возвышается хорошо заметная с трассы небольшая башенка, напоминающая не то донжон древней крепости, не то купол обсерватории. Ниже неё, в монолите скалы, несколько искусственно созданных пещер, некогда являвшихся частью одного из многочисленных православных культовых комплексов средневековой Таврики. По сравнению со своими соседями Шулдан миниатюрен. В отличие от Мангупа и Эски-кермена, он никогда не был ни городом, ни крепостью. С самого момента своего основания, он являлся исключительно отшельнической обителью, где ушедшие от мира монахи проводили свои дни в молитвах. Здесь всего около 20 помещений, расположенных в два яруса – несколько келий, трапезная, хозяйственные помещения и два храма. Первый храм - самый большой, располагался в огромном естественном гроте, перекрытом обширным скальным навесом. Сегодняшние посетители, попавшие под своды этой просторной полости, вряд ли смогут разглядеть здесь какие-нибудь свидетельства существования древнего храма. Обвалившиеся с потолка глыбы, мусор, оставленный современными дикарями, затемняют и без того не слишком ясную картину. Лишь присмотревшись внимательнее к стенкам грота, замечаешь искусственные выемки, сделанные много веков назад. Исследовавшие культовый комплекс археологи сделали вывод, что здесь, в гроте, находились довольно просторный храм, часовня и баптистерий. В 13-14 веках, когда монастырь только начал свое существование, главный храм был значительно меньших размеров, но в 15 веке его расширили, увеличив площадь. Построили и более вместительный баптистерий старый же превратили в гробницу. Возможно, когда-то в гроте был источник. Он давно пересох, осталась только ямка, выдолбленная в породе водой. Еще в 30-х годах 20 века на сенах грота можно было рассмотреть остатки
фресковой росписи. А еще немногим раньше отчетливо просматривалось изображение Богоматери. Узкая, теряющаяся в зарослях шибляка тропинка, тянется вдоль всего обрыва и ведет в обитаемую часть монастыря. Через пару десятков метров она приводит к вырубленному в каменном монолите дверному проему. У входа табличка: «Церковь Покорова Пресвятой Богородицы". Справа от двери небольшая искусственная пещерка, остроумно превращенная в …собачью будку. Черно-рыжая дворняга, обитающая там, внимательно и настороженно рассматривает неожиданного гостя, но не лает и не набрасывается. Охранник суровый, но вежливый. Вошедшие внутрь сразу попадают в целый лабиринт помещений. Сразу за дверью находится огромная полутемная искусственная пещера с низким сводом. Лестница справа ведет наверх, где у современных монахов находятся жилые помещения. В противоположном конце пещеры выход на длинный скальный карниз, оформленный наподобие балкона или террасы. Вдоль обрыва сделаны деревянное ограждение и навес, у стены аккуратно выложенные из дикого камня клумбы с цветами. Все ухожено, заботливо приведено в порядок. В каменные проемы вставлены современные двери и окна, за которыми можно рассмотреть не менее современные гардины и занавески. Над обрывом нависает деревянная беседочка со скамейками. Чуть дальше, прямо над перилами закреплены несколько небольших колоколов. Напротив вход в церковь. Оформление её точно такое же, как и у обычных наземных церквей. На столике коробка со свечками. Ценника нет. Можно просто опустить деньги в ящик для пожертвований и взять самому столько свечек сколько нужно. На этом же столике бумага для записок. Посетив пещерный храм, можно отправиться дальше по той же тропке, прилепившейся к подножью скалы. Здесь будет еще несколько скальных ниш, в которых начато строительство, и два родника. Один в летнее время едва сочиться и превращается в застойную лужицу. Другой, более дальний, немного мощнее. Здесь даже летом можно набрать хорошей свежей воды. Вот, собственно и все достопримечательности Шулдана. Данных о его истории очень мало. В литературе, посвященной крымским пещерным городам, на его описание отводится 1-2 листа. Как уже упоминалось выше, возник он, предположительно в 13-14 веках. (Хотя есть и другие датировки. Некоторые исследователи относят его возникновение к 8 веку). Наибольшего расцвета достиг в 15 веке, одновременно с княжеством Феодоро, располагавшемся на соседнем Мангупе, и имевшем к монастырю, по всей видимости, самое непосредственное отношение. Небольшое количество келий и хозяйственных помещений свидетельствует о такой же немногочисленности обитателей монастыря. В то же время, наличие двух храмов может говорит о том, что монастырь был популярным местом поклонения. Население окрестных селений стекалось сюда в дни религиозных праздников. Некоторые исследователи склонны размещать здесь резиденцию готского митрополита. В конце 15 века, после турецкого вторжения, монастырь пришел в запустение и больше не восстанавливался. В его разрушавшихся помещениях татары держали скот. В таком заброшенном состоянии это сооружение и простояло до самого конца 20 века, пока по Божьей воле не поселились здесь несколько отшельников, пожелавших уйти от мира, ради служения Господу. Как добраться: От автобусной остановки в Терновке идем вдоль трассы в том же направлении, что и ехали. Довольно долго дорога идет вдоль сельской улицы. Наконец дома заканчиваются. Продолжаем двигаться дальше. Начинается небольшой подъем. Минуем возвышающийся слева холм. Сразу за ним влево ответвляется широкая разъезженная проселочная дорога, вполне пригодная для движения автотранспорта. Сворачиваем на неё. Пересекая небольшой лесок, дорога выходит на широкую поляну, а затем начинает подниматься вверх. На подъеме она делает несколько маршей, превращаясь здесь в широкую пыльную «трассу» проложенную в ослепительно белом мергеле. На втором марше вправо будет ответвляться небольшая тропа, уходящая под полог леса. По ней можно подняться прямо к подножию большого грота. Но даже если вы эту тропу ненароком проскочите, ничего страшного. Дорога постепенно выведет вас на плато, где справа будет хорошо заметный каменный тур. На нем красно-белая маркировка и стрелка, указывающая по направлению узкой тропы, так же ведущей к монастырю. Кстати, второй вариант пути, хоть и длиннее, зато более пологий и подходит даже для пожилых людей. Тропинка, на которую вы попадаете, петляет под обрывом внутри леса и в конце-концов, тоже выводит к большому гроту.
|