Вот он, Хамелеон! Дух
захватывает от простора над Тихой бухтой! На удивление хорошо здесь. И
любуемся киммерийской землёй, обозревая море и где зелёные, где
коричневато-серые холмы, испещрённые оврагами, проточенными потоками
воды.… Хорошо виден изломанный силуэт горной группы Карадаг - с высоты
чёрный вулкан похож на древнего ящера, изогнувшего хвост. Но другой
доисторический «завр» тоже привлекает наше внимание - внизу прекрасно
видна Тихая бухта, ограниченная пьющим из моря динозавриком мыса
Топрах-Кая (или, по-современному, Хамелеон). Тихая бухта
(так обыватели часто называют Енишарскую бухту) и соседняя с ней,
западная - Мёртвая, немыслимы без мыса Хамелеон. Современное название
он получил не столько из-за формы, сколько из-за способности менять
цвет в зависимости от положения солнца, от погоды, освещения и времени
года. И если вы проведёте целый день на море, то сможете увидеть все
оттенки Хамелеона - от холодно-голубых до тёплых охристых, переходящих
в фиолетовые и лиловые на закате. Причём не только летом эта игра света
завораживает, радует глаз она и в ясный зимний день, и в весенний
дождик над морем, и осенью - в прощальные погожие деньки. Невольно
начинаешь размышлять над символикой цветов, о которой писал Максимилиан
Волошин: «Красный будет обозначать глину, из которой сделано тело
человека - плоть, кровь, страсть. Синий - воздух и дух, мысль,
бесконечность, неведомое. Жёлтый - солнце, свет, волю, самоосознание,
царственность.… Лиловый цвет образуется из слияния красного с синим -
чувство тайны, цвет молитвы. Зелёный - от смешения жёлтого с синим -
цвет растительного царства, надежды, радость бытия». От могилы поэта и
мыслителя на горе Кучук-Янышар так хорошо виден мыс, радующий взор
своими красками. Точнее, не своими собственными, вблизи он сер и
морщинист, а неповторимой игрой света и тени, лучей солнца, оттенков от
неба и моря. И ещё - благодаря простым оголённым глинистым сланцам! Так
бывает только в Киммерии, неведомой и постигаемой каждый раз заново
стране. На современных картах мыс часто называется почему-то
Лагерным, хотя никаких лагерей поблизости нет. Даже нет привкуса
романтики, как, впрочем, и в первоначальном наименовании. Ведь исконное
название мыса - Топрак-Кая или Топрах-Кая, «скала из грязи, земляная
скала» из тюркского «топрак» - «глина, почва, грязь, земля». И самое
плохое в том, что грязь эта смывается в море потоками дождевой воды, а
сам мыс изрезан трещинами. Поэтому уже опасно пройти дорожкой по
«хребту хамелеончика» до самой «головы». Уже на «шее» - очень узкий
проход, больше похожий на лезвие. И по этой бритве ходить страшновато.
Тем более в туман или после дождя, когда глина размокает. Если так
пойдёт и дальше, то скоро проход на мыс закроют, да и сам Хамелеон
может ещё «прожить» не так уже много лет.
Справа
от Хамелеона раскинулась Мёртвая бухта как восточная часть обширной
Коктебельской бухты. Мёртвая - в смысле «спокойная», без волнений моря.
Волны и ветер разбиваются о длинный мыс Хамелеон. Местные рыбаки
рассказывают, что в бухте есть магнитная аномалия и стрелка компаса
неумолимо капризничает тут. На земле же всё нормально. С высоты
обрывистого берега панорама Мёртвой бухты, ограниченной с одной стороны
Хамелеоном, впечатляет. Пляжа как такового там нет - узкая полоска
каменистого берега. Но вода! Чистейшая и прозрачная, зеленоватого
цвета. Все камни в глубине видны отчётливо. Хорошо виден и
скалистый островок, расположенный примерно в километре от берега -
знаменитые камни Таш-Баши и Таш-Тепе. Названия переводятся так:
Таш-Баши - «каменная голова, главная скалка, камень головной» из «таш»
- «камень, скала» и «баш» - «голова»; рядом с Таш-Баши - Таш-Тепе,
«каменная вершина, верхушка» из соответственно «таш» и «тепе» -
«вершина, верх, верхушка». А ещё в старой литературе по краеведению
встречается и вовсе позабытое название этих скал среди моря - Таш-Геми,
что в переводе с тюркских языков означает «каменный корабль». Но если Нептун не смог за сотни лет разгромить «скалу из грязи», то её успешно рушат Эол и дожди Зевса. Этот
мыс давно известен: изображение его есть на многих итальянских морских
картах - портоланах четырнадцатого - пятнадцатого веков, в старых
российских лоциях есть его описания. Конечно, Хамелеон был и во времена
Одиссея, проплывшего мимо, но видел ли странник чудный берег? Как нет
данных об отношении к этим берегам Пушкина - поэта впечатлил соседний
Карадаг со своими Золотыми Воротами. Дело всё в том, что с моря
Топрак-Кая не вызывает смелых доисторических ассоциаций, да и игра
света из-за солнца за спиной не такая, как на берегу. Это подтвердил и
местный рыбак Слава. Он тут все бухточки с их отмелями и течениями как
свои пять пальцев знает. «Но Хамелеончик коварный, хотя и красивый, -
рассказывает Слава. - Я его люблю фотографировать - ещё с чёрно-белого
«зенитного» прошлого!». Конечно, после каменного хаоса Карадага
Хамелеон - киммерийский рекордсмен по своим изображениям - на
фотобумаге ли, в тысячах байт ли, на холсте ли.… И страшно подумать,
что в какой-то день сползёт в море его глинистая «шкура», а знакомые
очертания изменятся. Но, с другой стороны, именно на мысу чувствуешь,
что природа живёт по своим, ей ведомым законам. И не всегда человек
может изменить ход природной жизни. И это даже как-то радует. Не царь
ты природы, человек! И это хорошо.
|